Проект находится на реконструкции
Сайт губернатора Архангельской области Игоря Орлова — это площадка для обсуждения тем, волнующих жителей нашего региона, с участием руководителей правительства Архангельской области.

Ликвидировать дробление здравоохранения

Моисей Шрага
Опубликовано 5 июля 2016 12:53

Я уже не раз посылал предложения о создании единой системы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в Архангельской области. В канун предстоящих в сентябре т.г. выборов в Гос. Думу предлагаю ликвидировать деление медицины Архангельской области на государственную и «частную».

Такое деление противоречит, во-первых, самой сути системности здравоохранения. Как частная, так и государственная медицина, определяется одними требованиями оказания ПМСП, если в основу положить пациентоориентированую модель оказания медицинской помощи. Сейчас же, во-вторых, государство выступает сразу в трех лицах: основной заказчик (на нем лежит конституционная ответственность) медицинской помощи, владелец (собственник) поликлиник, и других лечебно-профилактических учреждений, и производитель медицинских услуг.

В-третьих, существующее положение основывается на недобросовестной конкурентности на рынке медицинских услуг, где государственные учреждения имеют явные преимущества перед «частными». Государственные медицинские учреждения, как правило, платные услуги оказывают на государственном оборудовании и оснащении, в государственных помещениях; их оказывает персонал государственных учреждений. «Частные» же учреждения несут соответствующие затраты и расходы за счет собственных средств на содержание помещений, подготовку и переподготовку персонала, покупку и амортизацию оборудования и пр.

В-четвертых, участковые терапевты поликлиник не тождественны по сути научному понятию участковые врачи, ибо не являются юридическими лицами и находятся в административном подчинении у главных врачей государственных поликлиник. Их роль сведена до самого низкого уровня, что препятствует проведению ими профилактической работы и диспансеризации распространенных болезней.

В-пятых, органы местного самоуправления фактически выведены из управления системы здравоохранения и не могут выполнять свои соответствующие конституциальные обязательства.

С чего начать? С передачи части полномочий с государственного на муниципальный уровень управления. Такая передача полномочий не противоречит российскому законодательству! Конечно это следует осуществлять с передачей необходимых ресурсов. И это возможно легитимизовать соответствующим областным законом Архангельской области.

Затем необходимо осуществить перевод участковых терапевтов, педиатров в статус юридических лиц, т. е. в статус участковых врачей (врачей центров, домашних врачей, ВОВ), обеспеченных соответствующими ресурсами. В этом случае, они ничем не будут отличаться от «частных» медицинских учреждений, создаваемых в порядке т.н. государственно-частного партнерства. Финансирование и ресурс обеспечение должны быть одинаковыми ─ за счет ОМС и бюджета! Что должно создать благоприятную конкурентную среду между всеми медицинскими учреждениями области.

Закономерно, что поликлиники должны потерять свой административный статус ─ они становятся рыночными диагностическими центрами (работа по договорам с участковыми врачами).

Отметим, что при таком подходе государственное управление здравоохранения Архангельской области сможет сосредоточится на перспективных вопросах развития профилактики и диспансеризации населения и будет избавлено от «текучки». Безусловно, что Минздрав должен быть укомплектован кадрами социал-гигиенистами.

Профессор, д.м.н. М. Х. Шрага

Комментарии (1)
Антон Карпунов
министр здравоохранения Архангельской области
19 июля 2016 17:38

Добрый день!

Уважаемый Моисей Хаймович, cтатьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено следующее.

Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Статьей 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Таким образом, разделение на государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом общих принципов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Нельзя согласиться с позицией, согласно которой государственные медицинские организации имеют преимущества, указанные в Вашем обращении. По существу, это является не преимуществами, а особенностями гражданско-правового положения некоммерческих организаций, созданных в форме государственных учреждений.

При этом государственная система здравоохранения несет прямую ответственность за функционирование планово убыточных подразделений, несущих социальную функцию и не отвечающих интересам коммерческих организаций по получению прибыли.

В соответствии со статьями 6 и 9 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”» ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи гражданам, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, созданию служб неотложной медицинской помощи в структуре медицинских организации в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи (далее – полномочия) закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях осуществления органами государственной власти Архангельской области полномочий осуществлена передача муниципальных учреждений здравоохранения Архангельской области как имущественных комплексов в государственную собственность Архангельской области.

В дальнейшем соответствующие положения были закреплены Федеральным законом № 323-ФЗ – основополагающим нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, а также областным законом от 18 марта 2013 года № 629-38-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан».

Перераспределение полномочий в сфере здравоохранения направлено на рационализацию государственного управления в сфере здравоохранения, исключение функционирования на одной территории дублирующих органов с одинаковыми полномочиями, более эффективное использование сети медицинских организаций, обеспечение доступности и качества медицинской помощи для всех граждан независимо от места их проживания.

Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.

Таковая передача полномочий является правом, а не обязанностью, и, кроме того, фактически противоречит смыслу проведенного органами государственной власти Российской Федерации перераспределения полномочий в сфере здравоохранения.