Проект находится на реконструкции
Сайт губернатора Архангельской области Игоря Орлова — это площадка для обсуждения тем, волнующих жителей нашего региона, с участием руководителей правительства Архангельской области.

Стратегическое развитие муниципального образования

Андрей Пономарев
Опубликовано 27 ноября 2015 11:00

Уважаемый Игорь Анатольевич!

Обращается к Вам сотрудник администрации МО «Североонежское» Пономарев Андрей Владимирович. Обратится к Вам меня побудила ситуация, когда с одной стороны определены три десятка вопросов местного значения, выполнять которые администрация просто обязана, а с другой связана по рукам и ногам нормативами отчисления налоговых доходов. Часть обязанностей, конечно, местные администрации могут решать в софинансировании с районными и областными субсидиями. Но коренным образом ничего не меняет. Очевидно, пока работает только одна программа и на её реализацию ежегодно из областного бюджета выделяются средства — это развитие территориальных общественных самоуправлений. Но в рамках городских поселений это капля в море.

Сейчас, руководствуясь Федеральным законом от 28.06.2014 № 172 «О стратегическом развитии в Российской Федерации», Постановлением Правительства Архангельской от 05.11.2013 № 512-пп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области при подготовке проектов документов перспективного планирования развития муниципальных образований Архангельской области», Закона Архангельской области от 29.06.2015 г. № 269-18-ОЗ «О стратегическом развитии в Архангельской области», рекомендаций разработанных и подготовленных министерством экономического развития и конкурентной политике Архангельской области по разработке программ (планов) социально-экономического развития муниципальных образований и региональных целевых программ Архангельской области, я занимаюсь подготовкой разработки программы перспективного развития территории муниципального образования «Североонежское» на основании программы социально-экономического развития и муниципальных целевых программ муниципального образования.

Хочется заметить, что на уровне районной администрации нет даже специалиста, чтоб работал в направлении стратегического развития. Отсутствуют и какие-либо муниципальные программы. Такое ощущение, что в стратегическом развитии района администрация не заинтересована.

Хотелось бы более глубокое изучение перспектив внедрения развития муниципальных образований и помощь со стороны вышестоящего органа власти. Так хотелось бы пройти подготовку, обучение в разработки данных программ. Помощи к привлечению инвесторов. Взаимодействия с потенциальными инвесторами.

Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» утвержден перечень мопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 709 утвержденный критерии отнесения муниципальных образований РФ к монопрофильным (моногородам) и категории монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения социально-экономического положения. Наш поселок утвержден в данном распоряжении и отнесен к 3 (третьей) категории монопрофильных образований РФ как со стабильной социально-экономической ситуацией.

С учетом отсутствия рынка сбыта (на причинах не останавливаюсь, они и так всем известны) на добываемые ОАО «Североонежский бокситовый рудник» бокситы, заменить основное производство не получится. На данный момент предприятие выкручивается, добывая сопутствующие глиноземные бокситы, но это не тот уровень для чего предприятие создавалось. Вопрос закрытия предприятия встанет уже скоро и об это думать надо уже сейчас.

В целях недопущения резкого перехода в более сложное социально-экономическое положение необходимо решать вопрос с привлечением инвестиций. Крупные проекты по строительству предприятий, а также инфраструктуры бюджету муниципального образования не исполнить. Масштабные проекты необходимо вынести на рассмотрение на областной уровень. Со своей стороны администрация берет ответственность за развитие на своей территории малого и среднего бизнеса.

Так получилось, что в Плесецком районе огромные запасы природных ископаемых: алмазы, золото, бокситы, базальты, палыгорскитовые глины и глины для производства: цемента, кирпича, керамики и большие запасы леса. В частности, на территории муниципального образования «Североонежское». Общая стоимость всех природных ресурсов находящихся на территории Плесецкого района может превышать триллион рублей только сырьем, стоимость конечного продукта в разы больше.

Если сделать анализ части полезных ископаемых, то можно их включить в группу производства строительных материалов:

  • лес — огромный перечень строительных материалов из леса;
  • глины — для производства цемента, кирпича, тротуарной плитки;
  • базальты — материалы из базальтового волокна, теплоизоляционной ваты, арматура, геосетка и многое другое (от использования в строительстве дорог, систем ЖКХ и до космической отрасли). Эта отрасль уже сделала скачек далеко перед.

С помощью привлечения Фонда Развития моногородов, частных инвестиций, бюджетных инвестиций и инвестиций из Китайской народной республики необходимо развивать данное направление. Строительство «Белкомура» вызовет спросом на имеющиеся запасы природных ископаемых (базальт), а также облегчит сбыт изготавливаемой продукции, уменьшит железнодорожную логистику.

Это привлечет большой объем инвестиций, будет создано много рабочих мест (улучшит демографическую ситуацию), что позволит создать целый кластер строительных материалов на уровне Архангельской области. Значительно уменьшит стоимость на внутреннем рынке, даст полную независимость и необходимость в завозных материалах. Позволит решить вопрос по переселению из ветхого и аварийного жилья и вообще строительство жилой площади в Архангельской области. Уйти от деревянных жилых домов к современным высокопрочным и более долговечным.

Данная работа требует глубокого всестороннего изучения, но в ограниченный промежуток времени и действительно будет стратегическим и социально-экономическим развитием муниципального образования, муниципального района и области в целом.

На местном уровне администрация будет оказывать поддержку начинающим предпринимателям в сфере производства товаров, работ и услуг, как более приемлемое нашему муниципальному образованию. Только фонд оплаты труда на территории муниципального образования составляет более 700,0 млн. рублей, а также на пенсии гражданских и бывших военных в год выходит от 150,0 до 200,0 млн. рублей, т. е. наличные денежные средства населения (покупательная способность высокая). В случае организации кластера строительных материалов эта сумма увеличится в разы.

Не буду останавливаться на нашем муниципальном образовании. Необходима программа поддержки стратегического развития муниципальных образований в целом.

В перечне главных администраторов доходов местных бюджетов находятся, порядка от 10 до 15 источников финансирования местного бюджета не считая налоговых источников. На первый взгляд, кажется этого должно быть достаточно. Но при детальном рассмотрении все эти источники дают не более 25% всех доходов, а соответственно и расходов бюджета. Остальные 75% это налоговые поступления. Я взял расходы бюджета без учета муниципальных программ. Только заработная плата, коммунальные платежи, обязательные взносы, налоги и расходы, связанные с содержанием имущества. Причем если доходы бюджета остаются практически на одном уровне, то расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, услуг по управлению имуществом и прочие услуги постоянно растут, от 15 до 30%.

Прежде чем, как говорится, «просить денег», хотим предложить порядок их расходования. Нелогично просто выделить субсидию или увеличить норматив отчисления. Это может обернуться разбрасыванием бюджетных средств по разделам и в итоге ничего не выполнится. А скорее всего, будет создана «фирмочка» и все дополнительные доходы будут уходить в неё.

Я предлагаю следующий механизм. Муниципальное образование обязано разработать и утвердить план стратегического развития, опираясь на муниципальные программы. Дополнительные средства (норматив отчислений или субсидии) необходимо выделять только после защиты плана стратегического развития (далее — план развития). При администрации области создать комиссию, которая будет непосредственно заниматься планами стратегического развития муниципальных образований. Причем каждое муниципальное образование, обязана будет защищать свой план развития. По примеру рассмотрение финансовой помощи малому и среднему предпринимательству.

Естественно, все необходимые материалы, без которых невозможно составить план развития (схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и водоотведения, паспорта недвижимого имущества, имущества ЖКХ, дорог и другие исследования), финансируются из местного бюджета. Показатель заинтересованности местной власти в развитии муниципального образования.

В плане развития главным фактором определить конечный результат. А именно несколько обязательных аспектов, которые не могут быть исключены из плана:

  • срок действия плана (срок должен быть окончательный, без продления, после которого изменение в нормативах отчислений в процентном отношении или предоставленных субсидий возвращается на прежний уровень);
  • общий объем финансовых отчислений на выполнение плана развития с разбивкой по годам;
  • максимально возможный потенциал экономического развития муниципального образования, который будет давать максимальные налоговые и неналоговые доходы во все уровни бюджета.
  • конечный результат плана:

а) качественные показатели (увеличение предоставления услуг, покрытие автомобильных дорог с асфальтобетонными покрытиями, количество капитально отремонтированных объектов ЖКХ и т. д.);

б) количественные показатели (увеличение численности населения, увеличение привлечения специалистов объектов малого и среднего предпринимательства и т. д.);

в) увеличение доходной части бюджета, не ниже объема финансовых вложений (местного бюджета и поступления в районный и областной бюджеты).

Не обойти вниманием и общественное обсуждение плана развития как при утверждении, так и при его выполнении. При проведении опроса включить возможность участвовать в планировании мероприятий население муниципального образования (примером может служить планирование благоустройства территории).

По окончанию реализации плана развития муниципального образования базовой основой является:

  • создание новой инфраструктуры;
  • проведение капитального ремонта и иных мероприятий, связанных с капитальным вложением в муниципальное движимое и недвижимое имущество;
  • в дальнейшем несколько десятков лет необходимо будет только содержать и проводить текущие ремонты, без капитальных вложений, что не потребует привлечении больших объемов денежных средств;
  • развитие на территории муниципального образования малого и среднего предпринимательства с конкурентными на рынке товарами создаст дополнительные источники финансирования в бюджет муниципальных образований, районный и областной бюджеты;
  • успешная реализация данного проекта будет являться примером для других регионов.

Может быть, в плане привлечения инвестиций и строительства новых производств нашему муниципальному образованию немного легче в связи с большим запасом полезных ископаемых. Как говорится, не с чистого поля начинать, а непосредственно начинать переработку и реализацию.

С учетом вступления в действие в 1 января 2016 года нового Федерального закона от 27.05.2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» данный план развития должны вносить кандидаты на должность сити-менеджера. Но в связи с отсутствием в местных бюджетах необходимых финансов планы развития не будут реализованы или окажутся фиктивными.

Устойчивое развитие муниципальных образований залог успеха развития области в целом, как с финансовой стороны, так и в целом.

При положительном стратегическом развитии муниципальных образований и заинтересованности местной администрации, существующих нормативов отчислений в местные бюджеты будет хватать исполнять вопросы местного значения определенный в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Хотелось бы услышать Ваше мнение на данное письмо. И есть ли смысл в дальнейшем развитии своих планируемых направлений.

Комментарии (1)
Олег Бачериков
заместитель министра экономического развития – начальник управления стратегического планирования, прогнозирования и анализа
24 декабря 2015 11:33

Уважаемый Андрей Владимирович!

Благодарим Вас за активную гражданскую позицию в отношении стратегического развития муниципального образования «Североонежское».

В настоящее время процесс стратегического планирования регулируется Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 172-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 стратегия социально-экономического развития муниципального образования может разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться по решению органов местного самоуправления в муниципальных районах и городских округах. Таким образом, полномочиями по разработке стратегии наделены только муниципальные районы и городские округа. При этом прямое требование о необходимости разработки стратегии развития муниципального образования в указанном законе отсутствует.

Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования: городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Министерством экономического развития Архангельской области проведен анализ социально-экономического положения моногородов Архангельской области и соответствия их отнесения к той или иной категории. На данный момент муниципальное образование «Североонежское» относится к 3 категории моногородов со стабильной социально-экономической ситуацией. Однако согласно последним данным уровень регистрируемой безработицы в муниципальном образовании превышает средний уровень безработицы по Российской Федерации, что позволяет отнести моногород ко 2 категории. В связи с этим министерством экономического развития Архангельской области направлены запросы в Архангельскстат и градообразующую организацию ОАО «Северо-Онежский бокситовый рудник». После получения ответов информация будет направлена в Минэкономразвития России с предложением о корректировке перечня моногородов Российской Федерации.

Вместе с тем некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» финансируются расходы регионов и моногородов на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов. Решение об оказании господдержки принимает рабочая группа по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции под руководством И. В. Макиевой. К сожалению, федеральным законодательством перечень территорий, которым может быть оказана государственная поддержка, ограничен. В настоящее время это моногорода с наиболее сложной социально-экономической ситуацией — 1 категория, к которой не относится муниципальное образование «Североонежское». При этом для рассмотрения проектов моногородов обязательным условием является наличие проектно-сметной документации и положительного заключения госэкспертизы по каждому инвестиционному проекту.

Для обсуждения проработанных с учетом действующего законодательства предложений и инвестиционных проектов предлагаем Вам принять участие в рабочей встрече, которая состоится в ближайшее время в Плесецком муниципальном районе либо Правительстве Архангельской области в целях оказания содействия стратегическому развитию муниципального образования.