Проект находится на реконструкции
Сайт губернатора Архангельской области Игоря Орлова — это площадка для обсуждения тем, волнующих жителей нашего региона, с участием руководителей правительства Архангельской области.

Билеты на автобус или квитанции?

Виктор Попов
Опубликовано 2 августа 2016 14:15

К Вам обращается архангелогородец Виктор Попов. Недавно в городских автобусах кондукторы стали вручать пассажирам странные билеты, похожие на небольшие квитанции. Они, собственно, и подписаны как квитанции. У меня такой вопрос: что это за документ? Насколько такая форма подтверждения проезда в общественном транспорте законна? И как быть простым пассажирам?

С уважением, Виктор Попов.

Приложения
Комментарии (1)
Игорь Андреечев
директор правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области
11 августа 2016 18:43

Уважаемый Виктор Попов!

Возникновение ситуации с появлением автобусов, которые фактически осуществляют под видом «заказных» регулярные перевозки пассажиров, связано с вступлением в силу:

с 01 января 2016 года – Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон);

с 15 июля 2016 года – изменений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), установивших административную ответственность за нарушение указанного федерального закона.

Принятие данного федерального закона и введение мер ответственности за его нарушение преследует цель наведения порядка в области транспортного обслуживания и осуществления перевозок пассажиров.

По правилам нового федерального закона для осуществления регулярной перевозки, помимо карты маршрута, которая выдается на каждый используемый для регулярных перевозок по соответствующему маршруту автобус, необходимо наличие:

лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа;

свидетельства об осуществлении регулярных автобусных перевозок;

государственного (муниципального) контракта;

договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, предусматривающего, в том числе, порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров.

Отличительными признаками регулярных перевозок от других видов перевозок (перевозка по заказу и перевозка легковыми такси) являются:

перевозка осуществляется согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения в соответствии с паспортом маршрута;

наличие разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок;

наличие у транспортного средства карты маршрута и соответствующего номера маршрута;

документом, подтверждающим оплату проезда, является билет, форма которого установлена законодательством Российской Федерации, либо кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета.

Отдельные перевозчики, не отвечающие данным требованиям, стали осуществлять на территории города Архангельск и других населенных пунктов нелегальные регулярные перевозки под видом «заказных», поскольку для осуществления перевозки пассажиров по заказу указанные документы не требуются.

Однако такие перевозчики нарушают законодательство о транспортном обслуживании.

Для осуществления перевозок пассажиров по заказу в силу требований Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав) требуется заключение договора фрахтования.

За перевозку пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства организации, осуществляющие нелегальные регулярные перевозки под видом «заказных», могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей (часть 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ).

При этом в соответствии с частью 5 статьи 27 Устава в случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц вопреки данному запрету влечет административную ответственность в виде административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей (часть 3 статьи 11.14.2 КоАП РФ).

Согласно пункту 92 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства России от 14 февраля 2009 года

№ 112, посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным влечет наложение административного штрафа за на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ).

Таким образом, организации, осуществляющие регулярные перевозки под видом «заказных», в зависимости от квалификации их действий привлекаются к административной ответственности.

Также часть 4 статьи 11.33 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление регулярных перевозок без карты маршрута, в случае если её наличие обязательно, и предусматривают наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – трехсот тысяч рублей.

Следовательно, если на лобовом стекле автобуса помещена табличка «ЗАКАЗНОЙ», но при этом также указан номер маршрута регулярного сообщения, начальная и конечная точка маршрута (и (или) путь) маршрута, то фактически перевозчик осуществляет в нарушение законодательства регулярные перевозки под видом «заказных».

Права и законные интересы пассажиров, воспользовавшихся услугами таких организаций, могут быть нарушены, так как им по сути не гарантируется качество оказания услуг по регулярной перевозке, доставка до места назначения, а в случае причинения вреда их жизни и здоровью могут возникнуть трудности с привлечением перевозчика к гражданской ответственности.

В обращении Вы указываете, что воспользовались автобусом, принадлежащим обществу с ограниченной ответственностью «Северград» (далее – ООО «Северград»). В квитанциях, выданных Вам сотрудником ООО «Северград» в салоне автобуса, указано, что общество осуществляет перевозку пассажиров по заказу.

С учетом изложенного можно предположить, что ООО «Северград» осуществляет регулярные перевозки под видом «заказных» и тем самым нарушает правила перевозок пассажиров и багажа.

В настоящее время на территории Архангельской области в целях усиления ответственности в области транспортного обслуживания и осуществления перевозок пассажиров применяется комплекс мер по выявлению организаций, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа под видом «заказных».

Так, в целях выявления перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки под видом «заказных», на территории города Архангельска органами прокуратуры совместно с Управлением ГИБДД УМВД России по Архангельской области проводятся проверки документов у водителей автобусов.

В соответствии со статьёй 23.36 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 11.14.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, уполномочен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор.

На территории Архангельской области федеральный транспортный надзор осуществляется управлением государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Архангельской области и НАО), расположенным по адресу: город Архангельск, улица Урицкого, дом 47, телефон (8182) 29-39-74.

Вы вправе обратиться в указанный орган в целях привлечения ООО «Северград» к административной ответственности.

Кроме того, согласно статье 37 Федерального закона юридические лица (индивидуальные предприниматели), с которыми заключен муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный орган местного самоуправления, заключивший данный муниципальный контракт либо выдавший данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.

При этом орган государственного транспортного контроля обязан информировать уполномоченный орган местного самоуправления, заключивший муниципальный контракт либо выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, о приостановлении действия лицензии или аннулирования лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя, о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 11.33 КоАП РФ, а также о вступлении в законную силу решения суда об исключении сведений об остановочном пункте, который указан в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, из реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской разрабатываются письменные рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области по организации работы в сфере контроля за осуществлением регулярных перевозок, включая взаимодействие с УГАДН по Архангельской области и НАО.