Проект находится на реконструкции
Сайт губернатора Архангельской области Игоря Орлова — это площадка для обсуждения тем, волнующих жителей нашего региона, с участием руководителей правительства Архангельской области.

«Есть все для того, чтобы в следующем году начать проектировать магистраль «Белкомур»

11 июня 2013 09:03

БНК открывает цикл интервью с главами соседних с Коми регионов. Первым на предложение информагентства откликнулся губернатор Архангельской области Игорь Орлов. «Я уже давал интервью по Skype, так что я опытный, буду вам помогать», — пошутил он, усаживаясь перед камерой. За полчаса, что длилась онлайн-встреча, Игорь Орлов рассказал журналисту БНК Елене Баякиной о том, как он относится к рейтингам губернаторов, о своем хобби и о том, как развивается сотрудничество двух регионов и что этому мешает. А также поделился тем, что на совещаниях в Москве губернаторы считают Вячеслава Гайзера наиболее опытным среди лидеров регионов.

 — У меня очень хорошие отношения складываются с вашим губернатором. Вячеслав Михайлович очень комфортный в общении человек, профессионал, с большим опытом, у него очень сильная команда, — Игорь Орлов начал свой рассказ сразу же после приветствия, несколькими фразами ответив на еще не заданные вопросы. — Я в Коми бывал много раз в 80-е годы, в студенческих отрядах. Знаю Сыктывкар, знаю гостиницу «Югор» — там я много жил, помню, вид был красивый из окна. В Усинске знаю весь центр, поскольку работал в жилищно-коммунальной конторе и излазил всю усинскую ливневую канализацию, чистил ее.

 — Игорь Анатольевич, вы так легко согласились на интервью. Причем, если не ошибаюсь, это ваше первое интервью для СМИ нашей республики. Невольно вспоминается опубликованный в начале года рейтинг информационной открытости губернаторов. По Северо-Западу вы были на последнем месте. Вы считаете себя открытым губернатором? Как получаете обратную связь от жителей области?

 — Я считаю себя незакрытым. Губернаторская жизнь, с одной стороны, заставляет иногда смотреть эти рейтинги, но не стоит делать на них «стойку», особенно когда речь идет, как бы это помягче сказать, об определенных интересах, которые формируются вокруг этих рейтинговых компаний. Не стоит делать выводы. У меня очень много каналов обратной связи, и к ним я отношусь очень внимательно. Адрес моей электронной почты открыт, у меня есть много представителей в районах, я часто встречаюсь с людьми, со мной несложно поговорить на улице, я бываю не только в кабинете и в автомобиле, но и на массовых мероприятиях. Вот недавно играл в футбол.

— С кем?

— Не с начальниками. Собрались любительские команды мячик погонять и пообщаться, приехали сотрудники администрации Санкт-Петербурга. Матч закончился со счетом 3:1 в пользу правительства Архангельской области.

— Играть в футбол — это ваше хобби или должность обязывает?

— Хобби. Я уже более 30 лет играю в футбол, мне это доставляет удовольствие. Но профессиональным футболистом я никогда не был. В детстве играл за сборную города, даже какое-то место занимал, но сейчас уже не вспомню, какое. У меня сын очень хорошо играет, у него достижения гораздо выше, он успел поиграть уже и в «Локомотиве», и даже в «Рединге», в Англии.

— Если вернуться к вашей информационной открытости. Я не нашла ваших страниц в соцсетях, может, не там искала?

— Все правильно, их нет. Вы потеряли время. Я к социальным сетям отношусь сдержанно: там надо либо быть, либо не быть вообще. Чтобы иметь возможность современного общения с людьми, мы недавно создали блог orlov29. Там можно в рабочем режиме обратиться к губернатору, к членам правительства. Я по мере возможности стараюсь реагировать, где-то отвечаю сам, где-то делегирую. Если вопрос, например, о проблемах в области медицинского обеспечения, то, конечно, отвечает министр здравоохранения. Если вопрос касается моего мнения, условно говоря, тут надо самому отвечать. Стараюсь находить время, хотя это непросто. Вот, видите, появился блог — я вдруг стремительно «открылся», и мой рейтинг информационной открытости стремительно вырастет (смеется).

— Да, надо будет потом сравнить эти рейтинги. А жители области готовы пользоваться новым каналом связи с вами? У сельчан есть доступ в интернет?

— Интернет у нас есть практически везде, совсем недавно общался с человеком из отдаленного района. В этом отношении Архангельская область «продвинутая», но, вы же понимаете, всегда есть желание сделать лучше. Есть вопросы к качеству. В современных условиях нужна хорошая скорость. Есть три района, где проблема с интернетом очень серьезная. Но везде есть центры коллективного пользования интернетом, при желании можно общаться через эти центры.

— В последнее время очень активно развивается система оказания госуслуг в электронном виде. Это тоже требует качественной интернет-связи.

— У нас оказанием электронных услуг занимается достаточно серьезное подразделение. Мы на хорошем уровне по количеству услуг. Есть отставание, которое мы исправляем, в создании многофункциональных центров. Открываем большие центры или в виде отдельных «окон». И в этом году мы должны войти в число регионов, где возможность получить электронную государственную услугу жителям предоставлена. Еще не могу не похвастаться: наш портал ЖКХ признан лучшим, он занял первое место на общероссийском уровне. Сфера ЖКХ находится под пристальным вниманием со стороны людей, надо дать им возможность видеть, что делает правительство, решать в оперативном режиме проблемы. Это дорогого стоит. У нас есть задачи. Например, открытость управляющих компаний и увеличение скорости реакции на запросы.

— Вы упомянули о том, что у вас хорошие отношения с главой Коми. А с другими «соседями»?

— У нас комфортные отношения со всеми. В начале прошлого года произошла серьезная смена губернаторов. Многие из нас оказались из числа новичков. Николай Цуканов (губернатор Калининградской области — БНК), Андрей Турчак (губернатор Псковской области — БНК) и еще Вячеслав Гайзер — это аксакалы. А мы все остальные — новенькие, нам было легко включиться в общение. У нас у всех проблемы схожи — это ЖКХ, дороги и так далее. И в каждом регионе есть своя специфика. Мы встречаемся на совещаниях, на конференциях, в процессе общения узнаем, кто как свои задачи решает, находим для себя какие-то новые интересные решения и применяем у себя.

 — С общением на «высшем уровне» понятно. Но с чисто житейской точки зрения, общения культурного, спортивного между нашими регионами мало: не так часто можно увидеть архангельские коллективы у нас, единственный пример в этом году, по-моему, — это приезд Северного русского народного хора к нам на хоровую ассамблею в феврале. Билеты на концерт зрители раскупили в считанные дни. Значит, потребность есть.

— Конечно, мы в какой-то степени бюрократы, оцениваем вопросы сотрудничества с точки зрения проектов, которые решаются на федеральном и межрегиональном уровнях. Сегодня мы в активной фазе обсуждаем «Белкомур», межрегиональную авиакомпанию, предпринимаем совместные действия в отношении РЖД, работаем над исполнением указов президента на разных площадках. Я скажу без всякой лести, что уровень профессионализма Вячеслава Михайловича зачастую приводит к тому, что он выступит, а мы после этого только подтверждаем правильность его слов. Мы теперь так и стараемся делать: он первым говорит, а мы потом киваем (смеется). Да, это общение на уровне правительств и руководителей регионов. У губернаторов есть понимание, что «у нас все нормально в отношениях, дополнительных „телодвижений“ не надо». Но все-таки да, есть необходимость сотрудничать более основательно. В свое время к нам приезжал ваш ансамбль со сложным названием «Асъя кыа», и для нас это тоже было открытием культуры коми. Надо искать новые варианты взаимодействия на человеческом уровне, это было бы правильно.

— Так почему этого общения до сих пор нет?

— Всегда найдется множество факторов типа «своих забот хватает», командировки и так далее. Но одним из самых важных факторов я бы назвал транспортные коммуникации. Я считаю, что отсутствие прямого авиасообщения между Сыктывкаром и Архангельском — это проблема. Надо лететь или через Питер, или через Москву, а это дорого, занимает много времени, приносит массу мороки и дискомфорта. Поэтому сейчас мы обсуждаем создание межрегиональной авиакомпании. Это будет работать на сближение. У нас есть еще один проект сближения — «Белкомур». Если у нас будет прямая дорога, я вечером сажусь в Архангельске в хороший поезд и в комфортных условиях за «рюмочкой» чая еду, утром выхожу в Сыктывкаре, меня встречает Вячеслав Михайлович — и жизнь становится лучше.

— Проекту под названием «Белкомур» много лет. Сейчас переговоры снова активизировались, интерес проявил Китай. Вы считаете проект реальным?

— Я считаю, что если не будет такого рода проекта, то значит, власть чего-то не дорабатывает. Обязательно должны быть крупные инфраструктурные проекты, которые меняют качество жизни не отдельно взятого региона, а целого ряда регионов. Глубоководный порт, который мы хотим строить, транспортные узлы, авиакомпания — это то, что меняет качество жизни. И «Белкомур» на это нацелен, перед ним такая задача. Почему долго? Потому что проект непростой не только технически, то есть нужно в сложных условиях сделать дорогу. Он непростой и экономически: он стоит серьезных денег. Он непростой и политически, ведь транзиты меняют экономику, и в данном случае мы говорим о переориентации большого экономического потенциала в другую сторону, в сторону от традиционных центров, поэтому и рождается непросто.

— Вы говорите о противодействии сторон, которым проект «Белкомур» невыгоден?

— Конечно. В том числе. К счастью, сегодня обстоятельства складываются таким образом, что те, кому интересен этот проект, смогли пересилить оппонентов. И федеральный центр, и региональные руководители, и федеральные округа поддерживают этот проект, он получил поддержку на уровне правительства страны и президента. 20—21 июня на экономическом форуме в Санкт-Петербурге мы планируем еще раз очень громко заявить о «Белкомуре». Это будет еще одним событием, которое приблизит начало строительства магистрали. Есть все для того, чтобы в следующем году начать проектировать магистраль, а в 2015 году уже начать строить. С глубоководным портом немного сложнее. Он жестко завязан на факте начала строительства магистрали. Порт станет венцом проекта, тем, ради чего он и задуман — чтобы товар пошел на север. Конечно, жизнь сложна, и много факторов влияет на такие большие инфраструктурные проекты, но будем двигаться. Такие задачи надо ставить.

— Много комплиментов сегодня прозвучало в адрес Коми.

— Считаете, забыл себя похвалить? (смеется) Нет, у нас все нормально, неразрешимых проблем нет.

— На всенародные выборы пойдете?

— Я за то, чтобы выборы были. Не считаю нужным снижать планку для человека, который хочет стать губернатором. Через это нужно пройти, это, с одной стороны, чистилище. С другой стороны, надо открыть себя для людей через эти выборы. Что касается лично меня, то мне еще 3,5 года работать, а не к выборам готовиться, так что жизнь покажет.

— Когда к нам приедете?

— Когда соберусь после 30-летнего перерыва? У нас 8 сентября выборы в областное собрание, это всегда очень напряженно. Пройдет этот период — и при первой же возможности примчусь в Сыктывкар.

БНК

Октябрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123