Проект находится на реконструкции
Сайт губернатора Архангельской области Игоря Орлова — это площадка для обсуждения тем, волнующих жителей нашего региона, с участием руководителей правительства Архангельской области.

Власть — это не преференции, а ответственность

11 апреля 2013 17:09Газета «Архангельск»

Губернатор Архангельской области стал гостем редакции издательского дома «Двина» и ответил на вопросы журналистов за чашкой чая.

 — К таким встречам отношусь трепетно, потому что разговариваю не только с вами, журналистами, а и с вашими читателями, своими «почитателями» и «непочитателями». Подобное общение позволяет мне своевременно реагировать на вызовы, которые ставит жизнь. Для меня печатное слово было и остается важной составляющей работы. Область у нас обширная, непростая, кое-где, к сожалению, нет телефонов, не то что Интернета. А газета добирается до самых отдаленных уголков. Печатное слово тверже любого материала.

О Соломбальском ЦБК

 — Ситуация там сложная. Подписан приказ об остановке предприятия. СЦБК — не только предприятие по производству целлюлозы, а огромный инфраструктурный объект, который в том числе обеспечивает работу очистных сооружений Архангельска. Мы, я имею в виду правительство области, очень внимательно относимся к тому, что происходит на таких крупных предприятиях, но не можем заменить менеджеров, не можем решить за них задачи модернизации, достижения рентабельности.

Конечно, нас волнует, что комбинат как предприятие лесоперерабатывающего комплекса выпал сегодня из экономики региона. Но как часть инфраструктурного комплекса Архангельска он будет внимательно сопровождаться со стороны правительства. Очистные сооружения — стратегический объект, и они будут получать необходимое финансирование.

О траловом флоте

 — Буквально на днях был на совещании в Росимуществе. Мы в очередной раз отрабатывали, как провести смену собственника этого частного предприятия со 100-процентной долей государства. Собственник в лице государства решил продать эти акции. Для нас важно, чтобы новый собственник был не только экономически, но и социально ответственным. Чтобы он не думал о том, как получить набор квот на вылов и вывести активы.

Перед нами стоит задача сохранения численности работников тралфлота, его местоположения, функций по добыче и переработке рыбы, которая находит живой отклик со стороны федерального центра. Мы уже определили технологию: через акционерное соглашение область станет сособственником предприятия в каком-то размере и будет иметь право возложить на нового собственника определенные обязательства.

Условие подписания соглашения с областью будет условием допуска претендента к последующим конкурсным процедурам. В нем будет четко прописано, что численность компании должна обеспечивать вылов квот собственными силами — трудовыми и производственными ресурсами. Процедура пройдет в два этапа: в июне и сентябре 2013 года. У меня есть полная уверенность, что Архангельскую базу тралового флота мы не потеряем.

Об алмазах и налогах

 — С прошлого года налоговая система страны была изменена, созданы консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). Компании, которые объединяли имущество в рамках КГН, оплачивали налоги по месту нахождения их собственности. «ЛУКОЙЛ» — компания крупная, в прошлом году только налог на прибыль составил 7 миллиардов рублей. Для региона это очень большая сумма.

Но «Архангельскгеолдобыча — ЛУКОЙЛ» пока находится в стадии формирования нового имущественного комплекса на месторождении имени Гриба. Соответственно, этот комплекс еще нигде не зарегистрирован. Могу сказать, что весь объем налога на имущество в регионе составляет около 115 миллионов рублей. Это немного. Мы хотим, чтобы будущий имущественный комплекс «ЛУКОЙЛа» был поставлен на учет в Архангельской области, тогда, при существующих льготах, мы получим в доход региона часть налога на прибыль, а это уже 400–500 миллионов рублей. Здесь не просто банальный расчет. «ЛУКОЙЛ», через «Архангельскгеолдобычу», создаст в области полторы тысячи новых рабочих мест. То есть полторы тысячи семей на протяжении долгих лет будут иметь стабильный доход.

Создавая льготы, мы привлекаем инвестиции. Уже в начале следующего года на месторождении начнется промышленная добыча алмазов и будет формироваться еще один источник налоговых поступлений в бюджет. Скажу больше: мы собираемся пойти дальше льготирования налога на имущество. Намерен доказывать депутатам областного Собрания необходимость льготирования налога на прибыль. Пусть даже 16 процентов этого налога, а не 20 останется в регионе. Все равно это лучше, чем ноль, который мы имеем сейчас. Мы одни из немногих регионов в стране, которые занимают позицию льготирования крупных инвесторов. Они умеют считать деньги. Мы должны делать то же, искать точки соприкосновения и, отдав сегодня 10 рублей, получить завтра 100. Ведь создание инвестиционного климата в регионе — одна из приоритетных задач правительства Архангельской области.

О ветхом жилье и капремонтах

 — Процесс взаимоотношений с Федерацией — ответственный: нужно всегда выполнять то, о чем договорились. К сожалению, и в прошлом году мы занимались судорожным исправлением ситуации, вынуждены были даже часть средств вернуть Федерации за невыполненные проекты по переселению из ветхого и аварийного жилья. Тем не менее мы закончили проект в Северодвинске. Есть небольшая проблема в Коноше, но она будет решена без особого урона для бюджета.

А вот в Архангельске в этом году мы снова не сумели реализовать свои обязательства по строительству домов на улице Конзихинской. И вопрос не только в персоналиях. Идет примитивное неисполнение обязательств и со стороны контролирующих организаций, и со стороны строителей.

Возьмем ситуацию в Исакогорке: под объективом камер, в присутствии губернатора подрядчик рвал на груди рубаху и говорил, что 25 ноября будем погорельцев заселять и в зиму они без жилья не уйдут. Уже апрель — дома недоделаны. Избавиться от подрядчика легко, но людям нужен кров, а не отлетающие головы. Хотя для нас урок — с кем можно вступать в деловые отношения, а с кем нельзя. Правда, за него приходится платить дорогой ценой.

Был совершен и целый ряд системных ошибок: мы не смогли должным образом спросить с мэрии Архангельска выполнений прямых обязанностей, отсутствовала своевременная оценка рисков. Это правда, никуда от этого не денешься. Я уже принял определенные кадровые решения. Со стороны мэра Архангельска тоже должны быть предприняты соответствующие административные действия, призванные обеспечить ответственность людей. Но сейчас главная задача — доделать эти дома.

Что касается капремонтов, то мы будем идти по пути создания единого фонда, единой компании-оператора. У мэрии есть планы получить самостоятельность и создать городской фонд. Но сначала нужно доказать, что можешь дома в срок сдавать, а потом уже брать на себя дополнительные функции. Опыт показывает, что лучше аккумулировать деньги централизованно, на более высоком уровне.

А те управляющие компании, которые сегодня собирают деньги по строке «капремонт», — мошенники, и права такого не имеют. В суд!

О промышленном туризме

 — Больших ограничений по части секретности на космодроме или Севмашпредприятии нет. Понятно, что мы не сможем возить туда иностранцев, да и наших граждан пустят выборочно. Но эти туры ориентированы прежде всего на патриотическое воспитание молодежи. Молодые люди должны видеть мощь, ум, глубину работы тех специалистов ВПК, которые запускают ракеты в космос, погружаются на дно океана, создают сложнейшие морские объекты. Поверьте мне, даже постоять рядом с подводной лодкой на плаву или на стапеле в цехе — это изменение сознания, уникальное ощущение, впечатление, которое дорогого стоит. И остается на всю жизнь.

О проблеме бродячих собак

 — Рабочая группа в правительстве области создана и занимается проблемой безнадзорных животных. Надеюсь, что нам в кратчайшие сроки удастся выработать областной законопроект по порядку отлова и содержания безнадзорных животных и внести его в облсобрание.

А вот участившиеся случаи, когда бродячие псы на глазах у жителей гибнут от рук неизвестных, которые разбрасывают отраву, нужно расследовать правоохранительным органам. Областная ветеринарная инспекция не имеет к этим фактам никакого отношения. Уровень контроля, существующий сегодня над госорганами, настолько высок, что даже мысли такой возникать не должно. Это похоже на злостную провокацию. Я получаю информацию об отлове безнадзорных животных. Медленно, но этот процесс идет, путем отлова, а не примитивных и жестоких способов. Давайте действовать адресно: пишите заявления в полицию, кто, когда, с какой машины разбрасывал отраву.

У нас в семье три собаки. Одну сын из-под машины вытащил. Все живут и здравствуют. Я не понаслышке знаю, насколько собака верный друг, насколько она искренняя, в отличие от людей. Поэтому я — ярый противник того, чтобы спускать на тормозах и не давать должной оценки людям, занимающимся подобными провокациями. Реакция на такую информацию будет самая жесткая. При этом мы должны понимать, что должны убрать бездомных животных с наших улиц, но предельно цивилизованно.

Об акции «Бессмертный полк»

 — Обязательно буду участвовать в этой акции. Мой дед по линии матери погиб на войне, бабушка и дед по отцовской линии пережили оккупацию, перенесли все послевоенные тяготы. Я воспитывался в те времена, когда героизм, проявленный в годы Великой Отечественной, был основой мировосприятия. Я и своих детей так воспитывал. Уверен, что они самым трепетным образом относятся к теме войны. Мы не имеем ни малейшего права забыть о ней, и не потому, что она была самой тяжелой в мировой истории. Вторая мировая носит характер абсолютной правды, она ясно показывает, насколько страшна, бесполезна и бессмысленна война.

Надо помнить о ней, говорить, рассказывать детям, отдавать дань уважения и высокие почести тем, кто погиб, и всем, кто достойно прошел через войну. Это уже подвиг.

О сельских агломерациях

 — Нужно быть предельно объективными и честными. У нас есть поселения, к примеру, в северной части Соловецкого архипелага, где прописан один человек, но не живет никто. Чтобы это поселение продолжало существовать на карте области, мы должны сохранить дорогу, создать систему медпомощи, реагирования на ЧС и так далее. А это очень большие деньги. Такие отдаленные по- селения есть и в Устьянах, Пинежском, Лешуконском, Красноборском, других районах. Тяжело и неразумно тратить средства на поселения, где почти никто не живет.

Создание сельских агломераций — наша стратегическая задача. Конечно, заставлять людей переезжать никто не станет, наоборот, мы будем стараться обеспечивать их всем необходимым. Но вопрос в том, к примеру, где вкладывать деньги в ремонт аварийного жилфонда, дорог, коммуникаций в условиях ограниченности средств? Конечно, в поселение, которое имеет перспективы, — это объективная реальность. На все денег не хватит.

Если мы понимаем, что в районе нужно развивать сельское хозяйство, то там нужно создавать условия для жизни крестьян. Что касается поселений на побережье Белого моря, то если там есть сильный рыболовецкий колхоз, как в Долгощелье, сильное руководство, флот, понимание необходимости диверсификации системы хозяйствования (выращивание лошадей, мясомолочного ско- та), то и мы будем вкладывать туда ресурсы: в дороги, связь и так далее.

Обеспечить всем абсолютно всех в ближайшее время мы не сможем.

О сити-менеджере

 — О должности управляющего городом говорят много. Но нужно помнить, что наличие сити-менеджера не освобождает от наличия мэра. Городской Совет во главе с мэром заключает контракт с человеком на выполнение функций управления городом. Подобную ситуацию я наблюдал в Калининграде. Хочу сказать, что это полное безобразие! Возникают конфликты не только по вертикали, но и по горизонтали. Сегодня я как губернатор к тем, кто выбран народом, не могу принять мер воздействия без решения суда. Нужно пройти огромный комплекс процедур, чтобы иметь право сказать, что человек не выполняет свою работу.

Но закон подразумевает и систему спроса и ответственности мэра. Нужно читать дальше строчек «Выборы заканчиваются подведением итогов». Именно дальше на всех уровнях — муниципальном, государственном, федеральном — идет исполнение того, за что мы взялись.

Я вижу задачу губернатора в том, чтобы заставить всех выполнять ту норму закона и ту часть дела, за которую человек отвечает — от начала до конца. Если муниципальная власть что-то недоделывает, над ней есть контрольно-надзорные органы, если она что-то нарушает — есть силовые органы, если что-то не срабатывает — есть гражданское общество, которое тоже следит и дает оценку ее действиям. К сожалению, в области сложилась система нигилизма по отношению к власти — «власть плоха во всех проявлениях». Изменить подобное восприятие тяжело, но и это одна из моих задач.

Что касается проблем… Да, в Архангельске есть проблема с уборкой улиц. Чтобы проблему решить, нужно иметь достаточное количество техники. А на это необходимы деньги. Но параллельно нужно еще решать задачи отопления, водоснабжения и так далее. Тут, для начала, надо бы сесть, внимательно проанализировать все составляющие и понять, кто, даже при наличии бюджетных средств и инструментов для реализации функций, свою часть работы не выполняет.

По моему мнению, сегодня муниципальной власти со стороны общества нужна помощь в выборе хорошего городского Совета. Который будет способен анализировать бюджет, оценивать действия, ежедневно, планомерно, в системном режиме обеспечивать исполнение функций власти. Вести настоящую работу, а не использовать мандат как возможность прийти и посидеть в красивом кресле за длинным столом и поговорить о том, насколько плох тот или иной закон.

О разделе «Водоканала»

 — Вопрос о реорганизации «Водоканала» — глобальный. Здесь нет готовых решений. Поэтому важно не просто один-два раза собраться в мэрии, а создать целый набор рабочих групп, привлечь экспертов, вынести для обсуждения несколько моделей.

Есть несколько вариантов выхода из ситуации, но пока моделей мало. Кропотливую работу по их созданию должны провести менеджмент «Водоканала» и сама мэрия. Пока там увидели только один вариант, а риски реализации единственного варианта исчисляются огромными цифрами и ставят под угрозу водоснабжение в домах 400 тысяч человек. Я на такие риски без моделирования и глубокого анализа ситуации не пошел бы.

Сейчас менеджмент предприятия через решения судебных приставов поставлен в жесткие рамки по использованию денежных средств. Запустить процедуру не банкротства, но оздоровления «Водоканала» нужно как можно быстрее. Потребуются хорошие светлые головы, нужен финансовый и технологический планы. В наших силах привлечь для решения проблемы и другие предприятия, и специалистов САФУ. Инструменты есть — было бы желание.

Октябрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123